«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Статьи


 
Методика ЦАМ
   

Эмоциональная психология.
Часть I. Цветоассоциативная процедура (ЦАМ)

А.М. Парачев


1. Введение;
2. Люшер-портрет объекта;
3. Корреляционная мера сходства;
4. Антропоморфный образ объекта;
5. Схема проективной оценки;
6. Индивидуальный цветовой тест отношений

6. Индивидуальный цветовой тест отношений


Генеральная линия развертываемых здесь исследований ориентирована на выявление и сравнительное изучение эмоциональной картины мира, складывающейся в коллективном сознании отдельной группы либо социальной категории. Эмоциональная картина мира в индивидуальном сознании - на периферии наших интересов. Ограничимся в этом разделе сжатым описанием подходов к индивидуальной психодиагностике отношений.

Первый вопрос, который встает перед исследователем в этой области, - это вопрос о вопросах, которые предстоит задавать испытуемому, или иначе - о списке объектов, подлежащих раскраске. Этот вопрос, бесспорно, принадлежит компетенции исследователя. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что речь идет прежде всего о ценностях. Человеческая культура, человеческая цивилизация, человеческое сообщество в целом, равно как его слои, классы, социальные категории базируются на определенной ценностно-нормативной основе. Список этих ценностей и формулировки норм и составляет совокупность объектов отношения.

Предъявляя испытуемому элементы списка и получая их цветовую оценку, мы получаем исходный материал для диагностических суждений. Эти суждения можно представить в диалогической форме вопросно-ответной конструкции. Сформулируем вопросы в явной форме.

Объекты распределились по восьми эмоциональным категориям. Какие объекты объединились в отдельные категории? Для испытуемого эти объекты ценностно близки. Уже сам факт их объединения, а также факт размещения объектов по разным категориям является предметом индивидуально содержательного обдумывания. Объединение осуществилось по категориям, символизируемым цветом. Но используемые цвета обладают вполне определенным содержанием. На этом содержании основан психодиагностический тест М. Люшера. Поэтому через цвет исследователь выходит на интерпретацию эмоционального содержания объектов, попавших в ту или иную цветовую категорию. Это все ориентировано на качественный анализ индивидуальной картины мира.

Количественная ее характеристика возникает уже из простого подсчета числа объектов, попавших в каждую из цветовых категорий. Он дает индивидуальный эмоциональный образ множества объектов, который далее может интерпретироваться согласно развитых ранее процедур.

Следующий шаг в направлении количественного анализа становится возможным, если произошла самоокраска испытуемого. В таком случае срабатывает таблица, представленная в конце предыдущего раздела. Возникает ранжировочный ряд, составленный из цветов. Это открывает возможность использования Лютер-портрета с выходом на тревожно-компенсаторные отношения как в языке цветовой символики, так и на содержательную их расшифровку в терминах раскрашенных объектов. Поскольку при этом каждый цвет заполнен в разной мере, постольку простой подсчет среднего значения и стандартного отклонения выводит исследователя на уточненный показатель комфортности (среднего значения) и интенсивность компенсаторных отношений (стандартного отклонения) на множестве раскрашенных объектов.

Представленные выше процедуры предусматривают только процедуру раскраски объектов и носят исключительно проективный характер. Если к цветоассоциативной процедуре присоединить тестирование по М. Люшеру, получается открыто оценочный тест А.М. Эткинда. Полученный ранжировочный ряд цветов противостоит строке таблицы отношений из предыдущего раздела. Соотношение между ними, измеряемое по формуле парной линейной корреляции, характеризует индивидуальное на текущий момент состояние испытуемого, порождаемое ситуацией тестирования.

Здесь изложены нынешние возможности индивидуального цветового теста отношений. Завершим раздел описанием одного из перспективных разработок несколько иного плана. Обратимся для этого к традициям построения личностных опросников. В этой области сложились две схемы. Согласно первой схеме (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) содержащий множество пунктов опросник с двумя-тремя вариантами ответов, пропускается через достаточно большую выборку испытуемых. Анализ материала осуществляется путем подсчета парных линейных корреляций, факторизацией таблицы корреляций центроидным методом либо методом главных компонент и последующей интерпретацией полученных факторов в содержательных психологических терминах. Возникающая таким образом факторная структура описывает стихийно сложившийся состав изучаемой популяции. Согласно второй схеме (Миннесоттский Университет) выделяются категории испытуемых, обладающих выраженными, акцентуированными, внешне фиксируемыми особенностями. Первоначально в качестве таких особенностей был принят десяток клинических синдромов психиатрии, выделенных Крепелином. Для каждой категории по каждому пункту считается частота ответов да-нет. Производится сравнение частот для нормы и отклонения, выделяются пункты с выраженными различиями и в результате компонуется эмпирическая шкала измерения выраженности для каждого из синдромов.

Принимая Миннесоттский подход, получаем следующую схему создания шкал, демонстрируемую эмпирическим примером. Группа правопослушной (лицей при Ленинградском Дворце пионеров) и делинквентной (СПТУ МВД СССР) молодежи раскрашивали список слов. Подсчитывая эмоциональный образ каждого слова у сопоставляемых контингентов и обрабатывая материал согласно схеме, описанной в предыдущем разделе, получили приводимую ниже диагностическую таблицу. Она позволяет оценить положение человека по шкале правопослушность-делинквентность. Для этого выписываются числа из таблицы, отвечающие цвету, которым отреагировал испытуемый. Затем эти числа суммируются, что и дает искомый результат. Апробация показала хорошую дифференцирующую способность таблицы. Трудоемкость процедуры требует ее автоматизации. Понятно, что в этом случае открывается возможность построения принципиально нового типа индивидуальной психодиагностической системы, основанной на цветовых ассоциациях.


Таблица 4

Таблица 5

 
Методика ЦАМ
   

©2004 А.М. Парачев. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika.spb.ru.



Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru