«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Статьи


 
Методика ЦАМ
     

Эмоциональная психология.
Часть I. Цветоассоциативная процедура (ЦАМ)

А.М. Парачев


1. Введение;
2. Люшер-портрет объекта;
3. Корреляционная мера сходства;
4. Антропоморфный образ объекта;
5. Схема проективной оценки;
6. Индивидуальный цветовой тест отношений

5. Схема проективной оценки


Спроецированный в систему личностных качеств и факторов эмоциональный образ составляет аналог-альтернативу Люшер-портрету. Построение аналога Обобщенному Показателю Комфортности осуществляется согласно следующей схеме, допускающей два варианта реализации.

В первом варианте участникам опроса предлагается вспомнить три-пять человек, в максимальной степени отвечающих идеалу, и примерно столько же человек, воплощающих в своей личности антиидеал. Каждому из них далее следует ассоциировать характеризующий его цвет.

Во втором варианте взаимораскраска совмещается с социометрическим опросом по значимому для группы критерию. В обоих вариантах обязательна самоокраска, т.е. требуется указать свой собственный цвет, дать себе цветовую самохарактеристику.

В обоих вариантах построение оценочных шкал проводится одинаково. Как для положительных, так и для отрицательных выборов (оценок) строится таблица частот событий вида: Я - цвета С, он - цвета Сk, которая затем преобразуется в таблицу условных вероятностей и для положительных и отрицательных выборов соответственно. Далее вычисляется разностная таблица и каждая строка балансируется так, чтобы сумма положительных и сумма отрицательных разностей в ней равнялась единице. После чего таблица готова к употреблению.

Теперь зная цвет субъекта и цвет объекта, исследователь непосредственно считывает из таблицы знак и величину отношения субъекта к объекту. Эту работу впервые проделал С.А. Дружилов в Новокузнецком Металлургическом институте. Полученную таблицу он использовал для оценки отношений студентов к учебному предмету. Сопоставление табличного значения дало коэффициент парной линейной корреляции, равный .75. Тем самым была установлена возможность переноса данных, полученных в сфере межличностных отношений, на существенно иные области деятельности.

Ниже приводится пример построения таблицы на материале опроса по схеме первого варианта слушателей Малого психологического факультета Ленинградского Университета. Первая пара таблиц содержит результаты непосредственного подсчета частот. Во второй паре таблиц фигурируют условные вероятности. Левая таблица третьей пары - это разностная таблица, а правая - окончательный результат проделанной работы. Очевидно, она может замещать социометричеекую процедуру, опрос об отношениях к преподавателям, учебным предметам и различным видам деятельности. Все они приобретают благодаря данной таблице унифицированную форму цветоассоциативного обследования.

Ряд замечаний по перспективе работы в этом направлении. Основные результаты, полученные здесь:

- индивидуальные особенности человека (в данном случае цвет его Я) существенно оказываются на связи между символическим, цветовым восприятием другого и оценочным к нему отношением;

- установленные на материале межличностных отношений связи носят неспецифический и, возможно, универсальный характер.

Пространство индивидуальных особенностей человека обширно. Прежде всего, есть объективные характеристики, такие как пол, возраст, соматический тип (пикнический, атлетический, астенический), темперамент, состояние телесного, душевного и социального здоровья. Вероятнее всего, эти характеристики как субъекта, так и объекта отношения порождают определенный комплекс потребностей, удовлетворяемых либо" напротив, обостряемых по ходу межличностного взаимодействия и символизируемых цветом. Совершенно очевидно, к примеру, что общение с представителями своего пола - это одно, общение же с представителями противоположного пола - это нечто принципиально иное. Сейчас мы нащупали связь между эмоциональным образом Я и выраженными в цвете коммуникативными потребностями. Весь вопрос в том, нет ли более мощного индивидуального признака, приводящего к более выраженной симптоматике отношений. Ясно, что перед нами обширная, не обследованная область межличностных восприятии и отношений, обещающая массу неожиданностей.

В обоих вариантах опроса мы предлагаем очень размытый критерий симпатии - антипатии. Это значит, что мы пребываем на начальной фазе социометрических исследований. Между тем, статус человека в мире людей по разным критериям может существенно разниться: можно быть очень надежным деловым партнером и совершенно невыносимым в плане общения, равно как и наоборот. Более того, связь между статусами по этим критериям оказывается показателем ценностных ориентации группы, а жесткость либо гибкость системы оценок партнера задает авторитарный либо демократический стиль лидерства и управления. Можно идти дальше. Если обследовать множество групп по множеству критериев, если для каждой группы посчитать корреляции между статусами по этим критериям, а затем перейти к корреляциям между корреляциями на множестве групп, то исследователь оказывается еще в одной неизведанной области психологии - многомерной дифференциальной социометрии. Взаимораскраска членов группы - это просто непривычная форма социометрии. Поэтому многомерная дифференциальная социометрия перерождается в дифференциальную цветометрию групп.

Наконец, еще один путь развертывания исследований, примыкающий к области, где мы сейчас находимся. Вопрос "В каком цвете Вы видите это?" фиксирует лишь одну сторону дела. Естественно поставить второй вопрос: "А в каком цвете Это видит Вас?". Если первый вопрос зондирует отношение симпатий-антипатий, то второй вовлекает механизм эмпатии, вживания в чувства, отношения, внутренний мир партнера. Интуитивно ощущается, что материалы, фиксируемые в таблицах типа:

- партнер в моих глазах - я в глазах партнера;

- моя окраска партнера - его самоокраска;

- предполагаемый - реальный мой цвет, содержат информацию об интимнейших, глубинных механизмах общения, остающуюся пока за пределами научных разработок.

Приведем в заключение раздела последовательность таблиц, о которых шла речь выше.


Таблица 3

 
Методика ЦАМ
     

©2004 А.М. Парачев. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika.spb.ru.



Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru