«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Статьи


 
Методика ЦАМ
     

Эмоциональная психология.
Часть I. Цветоассоциативная процедура (ЦАМ)

А.М. Парачев


1. Введение;
2. Люшер-портрет объекта;
3. Корреляционная мера сходства;
4. Антропоморфный образ объекта;
5. Схема проективной оценки;
6. Индивидуальный цветовой тест отношений

3. Корреляционная мера сходства


Истолкование эмоционального образа объекта на основе Люшер-портрета и Обобщенного Показателя Комфортности всецело основано на семантике цвета и прагматике его местоположения в ранжировочном ряду. Оно является логическим продолжением идей, заложенных в психодиагностическом восьмицветном тесте, и ограничивается тезаурусом тревожно-компенсаторной симптоматики. Дополнительным к нему является истолкование образа путем расширения смысла самой цветоассоциативной процедуры.

В наиболее общем виде можно сказать, что в ходе обследования испытуемые осуществляют распределение множества предъявляемых объектов по восьми категориям на основе интуитивной оценки сходства объекта и символа, отвечающего той или иной категории. В данном случае роль символа возложена на цвет. Но такую же роль могут исполнять и другие символы. Можно указать по меньшей мере два класса таких символов. Простые геометрические фигуры - круг, ромб, квадрат, треугольник, крест, спираль и построенные на их основе сложные символы о древнейших времен несут мощную семантическую нагрузку в оформлении мифологических представлений. Числа, и в особенности - цифры также насыщены эмоциональным содержанием. Поэтому цвет, число, фигура в равной мере способны выполнять символизирующую функцию в исследовании эмоциональной картины мира.

Поскольку не видно принципиальных ограничений на множество объектов, доступных цветоассоциативной (равно как и иной интуитивной) категоризации, постольку любой объект может быть спроецирован на восемь чисел, образующих его эмоциональный образ. Понятно при этом, что объекты будут обладать большим или меньшим сходством. Если это сходство окажется достаточно велико, то имеет смысл говорить об их эмоциональном подобии. Вопрос состоит лишь в том, как вычислять количественную меру сходства в этом восьмимерном пространстве.

Поскольку, далее, подавляющее большинство объектов предъявляется в словесной форме, постольку искомая мера должна естественно вписываться в лингвистические представления. Одним из ведущих отношений сходства - противоположности в сфере языка является отношение синонимии - антонимии. Синонимы обладают абсолютно совпадающими значениями. Антонимы, напротив, имеют полярные значения. Поэтому мера сходства должна обладать очевидными свойствами. На паре синонимов она должна принимать максимальное положительное, на паре антонимов - максимальное отрицательное значение.

Психология заимствует из математической статистики подобного рода меру, известную как парная линейная корреляция.

Обратим внимание на одно существенное обстоятельство. Мы имеем дело с двумя распределениями вероятностей. Но при этом отказываемая от принятого в математической статистике Т - критерия. Мы используем формулу парной линейной корреляции. Она обычно используется для измерения сходства двух инструментально измеряемых величин, но ни в коем случае не распределений вероятностей. Допущенное нами нарушение математической дисциплины продиктовано лингвистическими соображениями. В дальнейшем оно санкционируется осмысленностью эмпирических выводов.


 
Методика ЦАМ
     

©2004 А.М. Парачев. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika.spb.ru.



Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru