«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Цветоассоциативная процедура (ЦАМ)


 
Методика ЦАМ
   
1. Введение;
2. Люшер-портрет объекта;
3. Корреляционная мера сходства;
4. Антропоморфный образ объекта;
5. Схема проективной оценки;
6. Индивидуальный цветовой тест отношений

1. Введение


На протяжении более полувека в мировой психодиагностической практике неизменным успехом пользуется восьмицветный тест, созданный швейцарским психологом М. Люшером. Испытуемому предъявляется восемь прямоугольных цветных карточек и предлагается выразить свое к ним отношение на данный момент времени, упорядочив, выстроив в ряд так, чтобы слева оказался самый приятный для глаза цвет, справа - самый неприятный. На основе такого расклада специалист произносит диагностические суждения, которые довольно часто производят на испытуемого ошеломляющее впечатление. Таков первый источник той работы, о которой пойдет речь на страницах этой брошюры.

Если спросить собеседника, какого цвета мальчик, юноша, жених, он мгновенно, автоматически ответит: синего. Девочка, девушка, невеста - красного, а если выбирать из оттенков, то скорее малинового, чем оранжевого. Звук "А" почти наверняка свяжется у него с оранжевым либо белым. Мир человеческих чувств расцвечен: ненависть у нас черная, любовь малиновая, нежность голубая, тоска, как известно, зеленая. И вообще, если человеку предложить своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом, то такое предложение, как правило, не вызовет ни изумления, ни особого сопротивления. Весь мир в итоге оказывается в буквальном смысле этого слова расцвечен. Самое замечательное здесь то, что цветовые названия срываются с языка, не вызывая при этом никаких цветовых ощущений. Таков второй источник излагаемой далее работы.

Для того, чтобы упорядочить стихию цветовых ассоциаций, надо ограничить число допустимых в эксперименте цветовых категорий. Поскольку восьмицветный психодиагностический тест М. Люшера основан на стандартном наборе цветов стандартного колера, постольку естественно именно эти цвета принять в качестве базиса во всех исследованиях. Учитывая, что в распоряжении читателя этого цветового набора может не быть, дадим словесное описание его элементов.

1. Синий. Цвет ясного вечернего неба за мгновение до появления в нем первой звезды.
2. Зеленый. Цвет бутылочного стекла. Цвет листвы в середине лета, перенасыщенной хлорофиллом.
3. Оранжевый. Кожура мандарина либо марокканского апельсина.
4. Желтый. Цвет корочки хорошо пропеченного, но не поджаристого батона.
5. Малиновый. Цвет очень зрелой малины либо начинающей созревать вишни.
6. Коричневый. Цвет декоративной керамики либо поджаристой верхней корочки батона.
7. Черный. Внешняя сторона сковородки либо поверхность качественного каменного угля.
0. Серый. Внутренняя сторона сковородки. Высокое осеннее небо, затянутое туманом в ранние вечерние сумерки.

Именно такие объяснения полезно давать испытуемым в отсутствии нужного цветового набора.

Обратимся теперь к процедуре обследования группы лиц, помещенной в аудиторию. Прежде всего, раздаем либо самостоятельно изготовляем бланки. Бланки могут быть двух видов. Бланк первого вида делаем так. Делим лист на восемь равных граф: сложили пополам, еще раз пополам, в третий раз пополам, хорошенько ногтем отметили сгиб и развернули. Получилось восемь строк. В первой строке слева пишем, синий, во второй - зеленый и так далее. В итоге порожден бланк вида:


Синий
Зеленый
Оранжевый
Желтый
Малиновый
Коричневый
Черный
Серый

Итак, имеем восемь ящиков, обозначенных цветом. Все явления, все вещи, все события, все, о чем будет нынче идти речь, будем разбрасывать по ящикам. Начнем с дней недели. Какого цвета понедельник? Для кого черный, а для кого и наоборот. Вписываем сокращенно Пнд в соответствующий ящик. Далее вторник - Вт, среда - Ср, четверг - Чт, пятница - Пт, суббота - Сб, воскресенье - Вс. При этом важно: в каждом ящике может быть сколько угодно вещей. Так что вся неделя у кого-то может оказаться одного цвета. Здесь важен настрой аудитории в двух планах. Во-первых, работа будет идти в быстром темпе. Единственное ограничение - скорость отыскания графы и вписывания знака. Во-вторых, важен первый пришедший в голову ответ. Темпы решают все, а первое впечатление - самое верное. После недели список объектов может быть произволен, но группа обычно порывается к взаимораскраске, и это желание можно удовлетворить. Для этого зачитывается список группы по схеме: фамилия - номер. Определили цвет человека - его номер в соответствующий ящик. Бланк второго вида - это лист с номерами раскрашиваемых объектов. Такие столбцы вписываются заранее, либо порождаются по ходу дела. Здесь материал имеет вид: "Номер объекта - его цвет". При этом цвет может быть поименован (син, зел, орн и т.д.) либо проставлен его номер. Неудобство первого варианта в том, что испытуемые произвольно расширяют набор цветов - появляются белый, голубой, алый и т.п. При втором варианте испытуемый может перейти с цветоассоциативной на цифроассоциативную процедуру. Поэтому бланк второго вида нами обычно не используется, хотя при составлении банка данных в ЭВМ он удобнее.

Итак, раскраска множества объектов завершается. Конкретный набор таких объектов определяется программой исследований, а последнее - предметом и целью. Контакт с группой продлился один урок (час), заполненные бланки собраны и начинается этап первичной обработки данных.

Вообще говоря, исходный материал имеет форму прямоугольной таблицы символов. Каждая строка ее отвечает одному из членов группы. Каждый ее столбец - одному из раскрашиваемых объектов. На их пересечении пребывает ячейка, в которой вписан номер цвета, который присвоен данному объекту данным участником эксперимента. При этом неизбежно появляются пустые ячейки - это сигналы отказа от ассоциирования. Возможно, они суть следствие быстрого темпа. Но вопрос: почему эта, а не другая ячейка оказалась пустой? Принудительный темп порождает пароксизмальные, судорожные состояния сознания. Затянувшаяся реакция, возможно, возникла в ответ на травмирующий объект. Не исключено, что включилась система защиты личности от вторжения экспериментатора. Словом, пустая ячейка несет информацию о человеке, но расшифровка ее - научная проблема.

Прямоугольная таблица символов - это абстрактно возможный способ представления данных. Превращение его в реальность требует упорного труда. Далее будет видно, когда усилия оправдываются поставленным вопросом. Пока же совершаем огрубление картины. Центральная идея огрубления в том, что мы отказываемся от анализа индивидуальности члена группы. Группа предстает перед нами как совокупный субъект раскраски. Наше внимание концентрируется на вероятностных подсчетах.

Но вероятностные подсчеты здесь также чрезвычайно разнообразны. Они определяются вопросами, которые мы задаем экспериментальному материалу. Представим себе, что нам нужно избавиться от цвета как некоей промежуточной переменной. В таком случае мы вправе спросить у материала:

- насколько часто мнения участников о цвете, скажем i-того и j-того объектов совпадают?

- насколько часто мнения i-того и j-того участника о конкретном, интересующем нас объекте совпадают?

- насколько часто i-тый участник красит произвольный объект в j-тый цвет, тогда как k-тый участник красит его в m-тый цвет?

Этот список можно продолжить. За каждым таким вопросом скрывается какая-то содержательная проблема. Намеченный путь еще не апробирован. Это дело будущего.

В настоящее время отработан и апробирован следующий путь анализа данных. Основной вопрос, который мы задаем материалу: как часто данный объект попадает в данный цвет? Для i-того объекта ответ предстает в виде набора чисел:


X1, X2, X3, X4, X5, X6, X7, X8

Речь идет о совокупности одномерных распределений вероятностей для отдельных объектов, подвергнутых раскраске. Этот набор получил рабочее наименование "эмоциональный образ объекта". На его основе строится ряд номеров цветов, упорядоченных по убыванию величин Xj. Этот цветовой ряд получил наименование "Люшер-портрет объекта".

В последних разработках сделан шаг за пределы одномерных распределений. Формируются двумерные таблицы, реализующие суждения вида: "Если i-тый объект имеет цвет k, то вероятность того, что i-тый объект имеет цвет k - равна Р(i, k)". Это значительно расширяет исследовательские возможности цветовых ассоциаций, о чем речь в следующем разделе.


 
Методика ЦАМ
   

©2004 А.М. Парачев. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika.spb.ru.



Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru