«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Статьи


 
Методика ЦО
   

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца
и духовное развитие личности: нормальное и патологическое

А. Л. Лихтарников


1. Ценностное жизненное пространство человека;
2. Теория С.Шварца - В.Билски и ценностный опросник С.Шварца;
3. Литература;
4. Текст опросника;
5. Структура шкал

1. Ценностное жизненное пространство человека


Рассмотрим в качестве ценностного жизненного пространства человека многомерное индивидуальное пространство отношений. Речь идет об отношениях человека со своим внутренним миром, отношениях между ним и обществом и отношениях в обществе таких, какими они представлены ему в данный момент времени. Ориентация в этом пространстве задается психологическими ценностями. Мы будем использовать жизненное пространство как инструментальное средство и как наглядный образ - многомерный ценностно-смысловой аналог понятия, которое создал Курт Левин [4: с. 372-424].

Далее различаются два "опорных" понятия: позиция человека в жизненном пространстве и его система ориентации в этом пространстве. Позиция человека в жизненном пространстве определяется его представлениями о том, какими из ценностей определенного круга он располагает. Позиция есть то, что существует "здесь и сейчас", поэтому такие позиции многообразны, изменчивы и зависят от текущих потребностей. Будем называть ценностным представлением или доменом совокупность жизненных позиций, доступных для человека в конкретный ограниченный период его жизни. Если человеку удается найти динамическую связь своего домена и ориентации ("сориентировать позицию в ценностном пространстве"), то эту связь можно назвать смыслом его позиции. К таким связям относятся деятельность, игра, любовь, вера, страдание, зависимость и другие. Жизненное пространство в мотивационном представлении будет поляризовано ценностями, которые дают человеку позитивные направления ориентации в жизненном пространстве. В соответствии с конфигурацией этих направлений люди движутся в своем жизненном пространстве, выбирая определенные траектории движения под влиянием притягивающих полюсов разной природы.

Данная работа своей основной целью имеет экспериментальное исследование развития ценностных жизненных пространств. Нашим методом будет сравнительный анализ, причем в данной работе в соответствии с целью мы сравниваем не индивидуальные пространства, хотя это было бы вполне возможно, а пространства, построенные для определенной выборки, заданной характеристическими признаками. Например, это выборки детей или подростков, стратифицированные возрастом и полом или выборки здоровых и больных взрослых, наркоманов и алкоголиков, осужденных подростков и т.д.

Теорий жизненных пространств, соответствующих нашему определению, - психологических, социологических, философских, - столько же, сколько авторов, которые использовали ценностные понятия для объяснений феноменов отношений людей, их жизнедеятельности, их обществ или феноменов своей собственной мысли или своей жизни. Например, труд Платона о государстве по существу дела посвящен взаимосвязям и влиянию на общество такой ценности, как справедливость.

Естественно назвать мотивационными моделями теории, претендующие на психологическое объяснение устройства жизненных пространств. Для решения поставленных ниже задач нам была необходима конкретная мотивационная модель, допускающая операционализацию. В качестве такой модели была выбрана теория мотивационных типов С.Шварца-В.Билски, которая представляет ценности как "познанные потребности" или когнитивные репрезентации определенных категорий потребностей [1]. Методика (ценностный опросник) Шварца представляется нам наиболее приемлемой для исследований динамики изменения ценностей как в популяции в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Наш перевод опросника С. Шварца был сделан в 1989 году. В течение 1991-2003 гг. систематически проводились опросы детей от 10 лет, их родителей, подростков, молодежи, учителей, и других групп. Основной целью нашего проекта тогда являлось исследование динамики изменения ценностей в кризисном социуме. Эти исследования были поддержаны Институтом "Открытое Общество" (грант OWB820 1999 г.) которому мы хотим выразить благодарность за содействие нашим работам. Часть результатов была опубликована [7,8]. Отметим, что наш проект не имел отношения к международному проекту С.Шварца, реализованному в 1985-95 гг в 20 странах, но методику и предложение работать с ней, мы получили в 1989 году от П.Н. Шихирева (Институт психологии РАН), продвигавшего проект С.Шварца в СССР.

В мотивационных моделях жизненного пространства, построенных нами на основе теории С.Шварца и В.Билски [1], мы будем использовать основные предположения этой теории и, в частности, способ разделения ценностей на группы, которые названы мотивационными типами. В каждом из трех "чисто социальных" мотивационных типов - конформизме, традициях и социальности определены конкретные совокупности ценностей, агрегирующие структуры отношений в социуме. В четырех смешанных мотивационных типах - безопасности, зрелости, социальной культуре и духовности, характеризуется в основном личность через отношения ее индивидуальности с обществом. Именно эта группа ценностей существенно зависит от особенностей национальной культуры. Наконец, индивидуальные мотивационные типы: наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение и стимуляция - устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречия с социальными и смешанными.

Ниже показано на конкретных структурах (подробный анализ не приводится из-за ограничения объема работы), что размерность жизненного пространства в этой модели отражает наличие мотивационных противоречий. Эта размерность изменяется закономерно при нормальном развитии: растет когда противоречия разрешаются путем перестройки связей мотивационных типов и уменьшается при ценностном развитии, когда личность стремится к целостности и лучшей ориентации в ценностном пространстве. Эта динамическая и диалектическая система имеет, как показано, оптимальную структуру (для обычного взрослого человека в обычных условиях) размещенную в четырехмерном пространстве ценностей. Для того, чтобы доказать это, мы строим факторные модели систем ориентации в ценностных жизненных пространствах возрастных выборок (каждого возраста от 10 до 17 лет и 18-25 лет), которые затем сравним со специальными выборками подростков и взрослых (благополучных, больных, наркоманов, алкоголиков, воспитанников колонии для несовершеннолетних).

Важные вопросы и проблемы связаны с тем, какова траектория движения человека в мотивационном жизненном пространстве [7,8]. Как ребенок входит в это пространство в процессе своего развития? Каков вектор движения, когда человек выходит из социальной и культурной общности, к которой принадлежит? Если человек "уходит" из социума, то в каком ценностном направлении он движется? Как много таких направлений? Как меняются ценности в процессе ухода "в себя" при развитии химической зависимости? Как они меняются в процессе асоциализации, когда подросток, уходя из ценностного мира своего детства, приходит не в большой Мир общества и культуры, а в закрытый и жестокий мир криминального "квазиобщества", где иные отношения и ценности, допускающие преступления и формирующие "теневую" систему управления в тюрьме и колонии?

Если речь идет о переходе из одного жизненного пространства в другое, то этот переход меняет сам смысл слова "личность". Как определить, из какого пространства данная "личность"? Правомерны ли такие часто употребляемые выражения, как "зависимая личность" (о наркомане, об алкоголике, о созависимом человеке), "криминальная личность" (о преступнике, об осужденном)? Эту работу можно рассматривать как один из шагов в указанном направлении.


 
Методика ЦО
   

©2004 А.Л. Лихтарников. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika.spb.ru.







Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru