Проекты: Диагностика; Химический Тир; Математическое Домино; Веселый забор;
О программе "Диагностика"
История разработки
Заказчиком программного комплекса была Социально-психологическая служба Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Программа создавалась как Система Управления Базами Данных (СУБД) психологических обследований.
Основная задача была в том, чтобы упорядочить данные многочисленных обследований, проводившихся в разное время, и дать возможность эффективно использовать полученные результаты, как в текущей консультационной работе, так и для ведения архива данных и отчетов.
Экспорт - импорт данных
Чтобы собрать имеющиеся данные из разрозненных материалов (В психологическом центре для каждого вида обследования использовался свой пакет программ и своя форма хранения данных), мы разработали универсальный текстовый формат базы данных. Затем мы преобразовали все данные в этот формат. Если возникала необходимость, то, используя текстовый редактор, мы могли непосредственно создавать или редактировать базу данных.
Формат баз данных "Диагностики" и в настоящее время является текстовым и открытым. У пользователя всегда есть возможность "заглянуть под капот системы" и, используя сторонние средства заставить "Диагностику" работать в том режиме, который удобен. То, в каком виде хранятся данные, всегда можно узнать из справочной системы "Диагностики".
Кроме того, в самой программе для всех видов данных предусмотрен обмен данными с внешним миром с использованием специальной подсистемы "экспорта-импорта". Она позволяет учитывать особенности форматов внешних данных.
Редактирование методик
Разрабатывая "Диагностику", мы могли пойти "традиционным" путем и "жестко" закрепить набор методик, которые будут использоваться. Мы отказались от такого варианта действий и создали специальную программную оболочку, с помощью которой можно формализовать (добавить в программу) любую методику, и при этом от пользователя потребуется только знание своей предметной области и умение работать с компьютером на уровне пользователя. Такой оболочкой в нашей программе стал "Редактор методик".
Спектр методик, которые можно формализовать в "Диагностике", достаточно широк. Это достигается за счет возможности настраивать для каждой методики свой набор параметров. Отдельно формализуется структура первичных данных (получаемых непосредственно), структура вторичных данных (обработанных данных) и способы обработки.
Структура первичных данных методики в нашей программе может быть как фиксированной, так и переменной, то есть зависящей от того, к какой группе применяется методика (например, учителя класса или сами испытуемые - для методик социометрии). На данный момент мы реализовали два вида обработок: обработку по ключу - матрице весовых коэффициентов, и обработку цвето-ассоциативных методик (набор цветов из теста Люшера) с вычислением коэффициентов по формулам Парачева.
При создании "Редактора методик" мы шли от простого к сложному, и по мере развития системы мы постоянно увеличивали (и продолжаем увеличивать) количество параметров формализации методик, тем самым расширяя область использования системы.
Ввод данных
Часто одно большое обследование разбивается на части. Обследуемых делят на группы, и исходные данные собирают отдельно для каждой группы. И, соответственно, ввод данных производится по этим же группам.
Учитывая эту особенность, мы создали "Редактор групп", который позволяет удобно работать с такими данными. Мы реализовали три основных способа ввода данных.
Во-первых, мы создали простую тестовую оболочку, которая в форме вопрос-ответ позволяет вводить данные непосредственно. Если данные находятся на другом носителе, их можно ввести через строку ввода. Если же данные уже набраны в другой программе (например, Excel), то через "Редактор групп" их можно импортировать в базу данных.
Получение отчетов
Когда у нас появилась первая база данных из нескольких тысяч испытуемых, возникла необходимость в создании особого инструмента для получения отчетов. Им стала система выборки данных и "Генератор отчетов".
По нашему мнению, подготовка данных для отчета производится часто, так как заранее неизвестно, какие испытуемые и методики потребуются для требуемого отчета. Следовательно, выбор данных для отчетов должен быть максимально простым и удобным для пользователя. Для упрощения работы мы сделали работу с запросом и выборкой непосредственно в "Окне базы данных". Но простота и удобство создания запросов, не исключают возможности создания сложных условий.
После отбора требуемых данных (мы называем этот процесс созданием выборки) работа по созданию отчета перекладывается на "Генератор отчетов". Его основное назначение - как можно быстрее преобразовать выбранные данные в требуемый вид.
Мы понимали, что невозможно сразу создать все виды отчетов, которые могут понадобиться нашим пользователям в их работе, поэтому для начала мы создали только необходимый минимум видов отчетов, которые, по нашему опыту, требуются психологам чаще других. В настоящее время нами реализовано девять видов отчетов.
Информационная подсистема
Информационная подсистема "Диагностики" позволяет заносить в базу данных дополнительные данные. Это могут быть комментарии, примечания и любые другие данные, которые не требуют строгой структуризации.
Эта подсистема является прообразом разрабатываемой в данный момент информационно-справочной подсистемы, которая позволит пользователям самостоятельно создавать полноценную электронную документацию для своих методик и баз данных.
Смотрите также: