«ДИАГНОСТИКА».spb.ru

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)


 
Методика АСВ
   
1. Предисловие;
2. Краткое описание шкал и литература;
3. Текст опросника для родителей детей от 3 до 10 лет;
4. Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года;
5. Бланк ответов и ключ;
6. Результаты факторного анализа

6. Результаты факторного анализа (А.Л. Лихтарников, 1999)


6.1. Факторы дисфункций воспитания в семье для контрольной выборки
6.2. Факторы дисфункций воспитания подростков с трудностями контакта
6.3. Факторы дисфункций воспитания подростков с нарушениями игры

Приведем здесь в кратком виде результаты факторного анализа данных АСВ для трех выборок подростков (возраст 12-16 лет; ): контрольной без нарушений игры или контакта; с трудностями контакта, но без нарушений игры и с нарушениями игры, но без трудностей контакта (см. табл.3). Далее приводятся списки переменных, входящих в факторы со значимыми нагрузками (не меньше 0,50). Для удобства чтения для нагрузок приводятся в скобках после названия переменной только два первых знака после запятой.


Таблица 3.

6.1. Факторы дисфункций воспитания в семье для контрольной выборки


Фактор 1. Асоциальное воспитание. Асоциальность отношений в семье (77). Гипопротекция (75). Потворствование (66). Воспитательная неуверенность родителя (61). Недостаточность требований-запретов (58). Неустойчивость стиля воспитания (54). Минимальность санкций (53). Недостаточность требований-обязанностей (51).

Фактор 2. Фобия утраты. Фобия утраты (74). Предпочтение детских качеств (70). Предпочтение мужских качеств (70). Игнорирование потребностей (68). Строгость санкций за наруше-ние требований (67). Неразвитость родительских чувств (57). Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (53).

Фактор 3. Чрезмерные запреты. Чрезмерность запретов (68). Гиперпротекция (68). Предпочтение женских качеств (61).

Фактор 4. Ребенок-герой. Чрезмерные требования-обязанности (87). Недостаточность требований-обязанностей (-60).

Комментарий. Смысл первого фактора здесь по существу сводится к простым жестоким играм (асоциальные отношения в семье). Все остальные переменные показывают лишь способы, которыми родители избегают воспитания ребенка, которого они скорее отвергают, чем принимают как личность. Второй фактор соответствует более сложному отношению между матерью и ребенком: мать имеет опыт страха за жизнь ребенка: перинатальные проблемы или болезни с угрозой жизни и здоровью ребенка. Иногда мать агрессивна, иногда манипулирует ребенком, используя его как третью партию в конфликтах с мужем. Реализуется воспитание по типу "я люблю тебя и лучше знаю как и что ты должен делать, и я накажу тебя, если ты будешь делать иначе". Третий и четвертый факторы имеют очевидный смысл.


6.2. Факторы дисфункций воспитания подростков с трудностями контакта


Фактор 1. Жестокое обращение с ребенком. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (80). Предпочтение женских качеств (77). Фобия утраты ребенка (76). Предпочтение в подростке детских качеств (75). Асоциальность отношений в семье (68). Игнорирование потребностей ребенка (63). Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (58). Потворствование (57).

Фактор 2. Эмоциональное отвержение ребенка в семье. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (81). Предпочтение мужских качеств (73). Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (72). Неразвитость родительских чувств (60). Чрезмерность требованийзапретов (52). Игнорирование потребностей ребенка (51). Расширение сферы родительских чувств (50).

Фактор 3. Потеряный ребенок. Недостаточность требований-запретов к ребенку (81). Гипопротекция (66). Асоциальность отношений в семье (50).

Фактор 4. Неустойчивая гиперпротекция. Гиперпротекция (86). Минимальность санкций (69). Воспитательная неуверенность родителя (56). Неустойчивость стиля воспитания (50).

Фактор 5. Ребенок-герой. Чрезмерность требований-обязанностей (82).

Комментарий. Первый фактор, если его сравнить с факторной структурой для контрольной выборки, является композицией первых двух факторов этой структуры. Количество семантических противоречий между коррелирующими переменными здесь максимально; на фоне асоциальных отношений в семье присутствует фобия утраты ребенка (страх за него), строгие санкции (агрессия), использование подростка в конфликте между супругами, и игнорирование его потребностей. Этот фактор можно было бы назвать "Игра в преследователя". Второй фактор данной структуры принципиально отличается от всех факторов для контрольной выборки; он описывает воспитание ребенка без ответственности за что-либо, причем на отвергаемого подростка родители проецируют свои негативные качества, игнорируют его и одновременно создают много запретов. Возможна эротическое отношение родителя к ребенку или стимуляция эротического отношения ребенка к одному из родителей. Запрет на проявление чувств в адрес родителей может быть противоречивой комбинацией этих условий воспитания. Фактор 2 содержит переменные "проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств" и "неразвитость родительских чувств", а фактор 4 - переменную гиперпротекции, которые растут при увеличении нарушений контакта (см. таблицу 3 Приложения). Поэтому нарушение контакта, эмоциональное отвержение "неконтактного" ребенка и гиперпротекция связаны усиливающей обратной связью и образуют патологическую функциональную систему "отвержение - потеря контакта - гиперпротекция - отвержение". Факторы 1 и 2 можно отнести уже не к простым, а к изощренным жестоким играм. Факторы 3 и 4 характерны для "Игры в жертву", которой становится как правило мать.


6.3. Факторы дисфункций воспитания подростков с нарушениями игры


Фактор 1. Эмоциональное отвержение ребенка в семье. Игнорирование потребностей ребенка (75). Неразвитость родительских чувств (72). Гипопротекция (71). Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (70). Потворствование (68). Чрезмерность требований-запретов (60). Асоциальность отношений в семье (50).

Фактор 2. Фобия утраты ребенка. Фобия утраты ребенка (80). Асоциальность отношений в семье (76). Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (70). Предпочтение в подростке детских качеств (50).

Фактор 3. Неустойчивая гиперпротекция. Минимальность санкций (84). Предпочтение мужских качеств (72). Гиперпротекция (61). Чрезмерность требований-запретов (50).

Фактор 4. Ребенок-герой. Чрезмерность требований-обязанностей (84). Воспитательная неуверенность родителя (-51). Недостаточность требований-обязанностей ребенка (-75).

Фактор 5. Расширение сферы родительских чувств. Расширение сферы родительских чувств (81). Предпочтение в подростке детских качеств (70). Гиперпротекция (50).

Фактор 6. Попустительство. Недостаточность требований - запретов к ребенку (80). Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (-73).

Методика АСВ

Подготовлено по материалам публикаций Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.







Рейтинг@Mail.ru
©2021 Обновления программ и новые материалы смотрите на сайте Диагностика-com.ru